Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
16+
Экономика

Турция: итоги 2010 и перспективы 2011 года

Турция: итоги 2010 и перспективы 2011 года
Одним из главных достижений турецкой экономики в ушедшем году стала способность свести к минимуму негативные последствия мирового экономического кризиса.
В 2010 году наблюдалось стремительное восстановление многих секторов, что дает повод надеяться на дальнейшие экономические и политические успехи Турции в 2011 году. Рост турецкой экономики, который в 2009 году, в период экономического кризиса, смог достичь всего лишь 4.7 %, в 2010 году уже составил 6.8 %. На 2011 год правительство поставило цель достичь минимального роста в размере 4.5 %, хотя более пессимистичные прогнозы МВФ называют цифру 3.6 %.

В своем предновогоднем обращении к нации Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что экономика Турции выросла на 6 % в последней четверти 2009, однако уже в первой четверти 2010 года этот уровень достиг 11.7 %, а во второй четверти –  10.3 %.

«Это действительно выдающиеся результаты, особенно на фоне новостей о банкротстве, поступающих со всего мира. Эти успехи сделали Турцию самой быстрорастущей страной Европы. В мировом масштабе страна занимает четвертое место по уровню экономического роста».

Прямые иностранные инвестиции выросли в 2010 году на $22 миллиарда. Индекс промышленного производства в октябре побил все рекорды и достиг 128.9 %. Рост обрабатывающей промышленности в ноябре составил 75.9 % по сравнению с уровнем ноября 2009 года. Премьер-министр также сообщил, что Турция не только не стала брать очередной заем у МВФ, но и погасила существенную часть внешнего долга.

«В 2002 году наш долг МВФ составлял $23.5 миллиарда, а в октябре 2010 года он снизился до $6 миллиардов».

В бюджете на 2011 год, утвержденном турецким парламентом, запланировано TL 312.5 миллиардов расходов (около $202.9 миллиардов), в то время как доходы бюджета, как ожидается, составят TL 279  миллиардов ($181.1 миллиарда). Налоговые поступления в 2011 году составят TL 232.2 миллиарда ($150.7 миллиарда). Бюджетный дефицит составит около TL 33.5 миллиардов ($21.7 миллиарда).

2010 год стал наиболее успешным для автомобильной и текстильной отраслей промышленности. Рост объема экспорта убедил пострадавших от кризиса производителей, что имеет смысл взяться за производство с новыми силами.

В результате, экспорт текстильных товаров за первые девять месяцев 2010 года вырос на 20.1 % по сравнению с предыдущим  годом. В 2011 году, как ожидается, рост текстильной промышленности достигнет 15 %. Если затраты на сырье не вырастут, то эта цифра может вырасти до 25 %. Что касается автомобильного сектора, то за первые 11 месяцев 2010 года на дороги было выпущено 612,544 новых автомобилей.

Однако некоторые сектора, столкнувшиеся с проблемами в сфере инфраструктуры, все еще испытывают на себе эффект глобального экономического спада. К примеру, в 2011 году не ожидается рост морского сектора. По словам президента одной из судостроительных компаний, будет большим успехом, если показатели сектора в 2011 году не упадут по сравнению с 2010 годом.

В розничной торговле также заметна положительная динамика. В частности, продажи пылесосов выросли на 45 %, продажи холодильников превысили 5 миллионов штук, и т.д. Это свидетельствует о том, что покупательная способность населения выросла.

Турция предпринял ряд успешных шагов в сфере внешней политики, что положительно отразилось и на экономическом развитии страны. Было открыто много посольств в странах Африки и Латинской Америки. Как следствие, турецкий экспорт и экономические связи с Африкой и Ближним Востоком существенно возросли. Успехи Турции особенно выделяются на фоне проблем в ЕС, где со значительными экономическими проблемами в 2009 году столкнулись Венгрия, Румыния, Греция, Испания, Португалия и Ирландия. Если коэффициент роста Турции в 2011 году, как ожидается, составит 7.5 процента, то средний коэффициент роста для европейских стран будет не более 3 процентов.

Но есть и определенные проблемы, с которыми Турция может столкнуться в ближайшие годы.

Распределение доходов

Турция отстает от европейских стран с точки зрения распределения доходов. По данному показателю она находится на одном уровне с Египтом и Индией. В Турции, стране, где проживает 72 миллиона человек, 1 процент населения получает 49 процентов национального дохода, в то время как на другие 99 процентов приходится только 51 процент доходов. Другой аспект неравного распределения доходов выражается в том, что в то время как в стране из 72 миллионов человек 49 миллионов являются избирателями, число налогоплательщиков составляет всего 7.5 миллионов человек.

К примеру, в Германии, население которой составляет 82 миллиона, есть 61 миллион избирателей и 65 миллионов налогоплательщиков. Даже 15-летние немцы, получающие профессиональное образование, платят налоги. Чтобы решить проблему распределения доходов, Турции необходимо провести серьезную налоговую реформу, которая предупредила бы уклонение от налогов.

Наибольшей экономической выгоды Турция сможет достичь, если цели роста охватят как можно больше секторов и отраслей промышленности. Сейчас основные усилия направлены на развитие и укрепления секторов автомобилестроения и жилищного строительства. В ближайшие годы стране необходимо определить не менее 20 отраслей промышленности и обеспечить их рост, основанный на экспорте продукции, по возможности сократив объемы импорта.

Еще одной проблемой является сокращение производства домашнего скота, несмотря на наличие 777 000 квадратных километров земли, которые могут использоваться под животноводство. Если в Германии производство мяса составляет 86 кг на душу населения, то в Турции эта цифра равняется всего лишь 19 кг. Это отражается на качестве питания людей, особенно с учетом того, что килограмм говядины в Турции стоит в три раза дороже, чем в странах ЕС.

Около 45 процентов бюджета ЕС на 2010 год – 130 миллиардов евро – были направлены на финансирование Общей сельскохозяйственной политики союза. Это область экономики, которой в значительной степени пренебрегает турецкое правительство, в результате чего производство домашнего скота находится на грани краха.

Туризм в Турции

Турция направила на развитие туризма значительные инвестиции. В результате сегодня туристы могут получить качественный сервис в многочисленных пятизвездочных гостиницах страны по конкурентным ценам. Однако Турция вряд ли увидит увеличение числа туристов в летние месяцы в ближайшие годы. Соответственно, есть смысл сделать ставку не на количество, а на качество туристов, то есть сосредоточиться на привлечении иностранцев, относящихся к верхушке среднего класса.

Необходимо также развивать зимний туризм. Уже не говоря об отелях Бодрума и Мармариса, гостиницы Анталии пустуют в зимний период. А между тем, европейские пенсионеры имеют привычку проводить от трех до шести месяцев в году за границей, причем в этот период попадают все три зимних месяца. Эта привычка приносит существенную прибыль тем странам, выбор на которых останавливают европейцы.

Исламофобия и отсутствие соответствующей рекламы приводят к тому, что пенсионеры отдают предпочтение в зимний сезон не Турции, а другим курортам. Серьезная стратегия и широкомасштабная рекламная компания могли бы способствовать дальнейшему развитию зимнего туризма в Турции.

Хотя Стамбул в 2010 году получил звание Европейской Культурной Столицы, нехватка рекламы за границей привела к тому, что число европейских туристов, приехавших посмотреть на этот удивительный город,  было в несколько раз меньше, чем, к примеру, число европейцев, посетивших Барселону.

Что касается туристической стратегии, то для Турции имеет смысл сосредоточиться на привлечение туристов из таких стран, как  Индия, Китай, Южная Корея и Индонезия. Индия и Китай являются наиболее многообещающими для турецкого туристического сектора. Тогда как все население Швейцарии составляет 7 миллионов человек, Индия, население которой уже превысило 1 миллиард, ежегодно дает миру более 35 миллионов туристов.

Сектор логистики

У Турции имеются сильные компании, задействованные в сфере логистики, которые имеют выход и на европейские рынки. Во внутренних грузоперевозках трейлеры должны в ближайшем будущем полностью заменить старые грузовики, что решит большинство проблем внутри страны. Что касается международных перевозок, то тут возникают проблемы, связанные со стремлением стран ЕС потеснить на рынке турецкие компании. В качестве методов достижения этой цели используются, к примеру, визовые требования для  водителей турецких грузовиков.

Налоговая реформа

Турция – налоговый рай для тех, кто занимается своим делом. Ни у одного врача или адвоката, работающего в ЕС, нет ни малейшей возможности укрыться от выплаты налогов. В Турции же, напротив, редкостью является ситуация, когда человек, работающий  на себя, платит налоги государству.

В этом смысле турки должны начать воспринимать уплату налогов как свою экономическую и этическую ответственность перед государством. Число турецких налогоплательщиков, если исключить из их числа госслужащих и разнорабочих, совсем невелико, и потому данная область также нуждается в нововведениях.

Открытие университетов

В стране сейчас функционирует 95 государственных и 45 частных ВУЗов. Турция имеет все шансы стать международным центром высшего образования, подобным США, Швейцарии, Великобритании и Австрии. Если сосредоточиться на привлечении студентов из Кыргызстана, Грузии, Пакистана, Ливана, а также из Европы и Африки, то это может стать  хорошим источником доходов для страны. В то же время, эти студенты в будущем могли бы выступать в поддержку Турции в экономических и политических вопросах, занимая значимые посты в собственных странах.

В этом плане примером для Турции может послужить Турецкая Республика Северного Кипра, в 4-х университетах которой учится 50 000 студентов, большинство которых – иностранцы.

Мгновенное размещение:
реклама
курс валют
Курс Турецкая лира - рубль